Сталинский дискурс в творчестве М.А. Булгакова

Об авторе Скачать20315

Аннотация. В статье обосновывается тезис о том, что в произведениях М.А. Булгакова аллюзии на конкретного политического деятеля сочетаются с однотипными мотивами и мотивными конфигурациями. В качестве примера рассмотрена система аллюзий на И.В. Сталина, присутствующая в ряде текстов писателя: повести «Собачье сердце», комедиях «Зойкина квартира» и «Иван Васильевич», драме «Батум». В мифологизированном официальном сталинском жизнеописании многие биографические эпизоды замалчивались либо представали в фальсифицированном виде. Анализ показывает, что в подтексте булгаковских произведений содержатся намеки на компрометирующие факты биографии вождя (информация о которых циркулировала «неофициально» – в виде слухов и подобных «апокрифов»): неясность происхождения, уголовное прошлое, сотрудничество с царской охранкой в качестве провокатора и пр. Соответственно, в художественном мышлении Булгакова образ Сталина устойчиво сочетается с темой оборотничества как в буквальном (мотив телесных трансформаций, сочетающий «физические» и метафизические коннотации), так и в метафорическом виде (неопределенность личности, амбивалентность характера персонажа, социальная мимикрия и т.п.). Филологический анализ булгаковских произведений в статье сочетается с детальным рассмотрением ряда эпизодов сталинской биографии.

Ключевые слова: М.А. Булгаков, пьесы, проза, поэтика, аллюзии, И.В. Сталин, телесные трансформации, оборотень.

Возврат к списку