«Блэз Компаоре – мертв, Тома Санкара – жив!»: образы, нарративы и дискурсы народного восстания в Буркина-Фасо (2014–2015 гг.)

Об авторе Скачать7602

Аннотация. 31 октября 2014 г. восставший народ африканской страны Буркина- Фасо принудил президента Блэза Компаоре, пребывавшего у власти 27 лет, объявить о досрочном сложении своих полномочий и спешно покинуть ее пределы. Дню отставки предшествовала неделя массовых протестов и манифестаций в столице и других городах, достигших кульминации 30 октября, когда протестующая молодежь разгромила и сожгла здание Национальной ассамблеи, государственной телерадиокомпании, штаб-квартиру правящей партии и несколько резиденций наиболее одиозных представителей политической элиты «Четвертой республики». С самого начала своего правления Компаоре оставался крайне непопулярным президентом, но конкретным поводом для социального взрыва, за считанные дни снесшего до основания режим, еще накануне считавшийся одним из самых крепких и устойчивых в Западной Африке, стала попытка внести поправки в конституцию страны, 37-я статья которой препятствовала его переизбранию на очередной, уже пятый по счету срок. Октябрьские события в Буркина-Фасо ряд франкоязычных, а вслед за ними – и российских СМИ поспешили окрестить «черной весной», намекая таким образом на некую преемственность от восстаний в арабском мире, начавшихся в декабре 2010 г. и приведших к свержениям правительств Туниса, Египта, Ливии, а также к гражданским войнам в Сирии и Йемене. В реальности, однако, вопреки аллюзиям, рождавшимся в головах у сторонних наблюдателей, восстание в Буркина-Фасо имело довольно мало общего с «арабской весной», кроме разве что длительности пребывания у власти свергнутого в ходе него диктатора. Характерно, что в национальной буркинийской прессе и публицистике само это клише встречается крайне редко, а главные участники событий тех дней не идентифицируют себя как продолжателей дела арабской молодежи, выходившей на площадь Тахрир. У буркинийского восстания были совсем иные предтечи, герои, образы, дискурсы и нарративы.

Ключевые слова: Буркина-Фасо, Санкара, национализм, идеология, революция.

Возврат к списку