Антигерой на все времена: сюжет о детоубийце в немецкой литературе второй половины XVIII в.

Об авторе Скачать20535

Аннотация. В статье анализируется специфика сюжета о детоубийце в немецкой литературе второй половины XVIII в., при этом данный сюжет представляется как «вечный», имеющий мифологические корни и бытующий во все эпохи литературного развития. Также в статье определяются причины актуальности сюжета в Германии второй половины XVIII в. (интерес публики к многочисленным процессам против детоубийц) и причины отказа использовать традиционные античные декорации при воплощении нового образа детоубийцы. Новая детоубийца – это мещанка или крестьянка; ее судьба вызывает сочувствие, так как она жертва внешних обстоятельств и своего соблазнителя, испытывающая стыд от потери девичьей чести, страх разоблачения и публичного позора, который падет не только на нее, но и на ребенка. Ряд значимых интерпретаций нового варианта образа детоубийцы, которые рассматриваются в статье, принадлежит перу представителей движения «Буря и натиск». В предпочтении, которое выказали штюрмеры героине низкого происхождения, отразился просвещенческий поиск возможностей художественного воплощения внесословной ценности человека. Сюжет рассматривается на примере произведений разной жанровой природы (трагедия «Прафауст» Гете, баллада «Дочь пастора из Таубенхайна» Бюргера, стихотворение «Детоубийца» Шиллера, мещанская трагедия «Детоубийца» Вагнера) и делается вывод о том, что разная жанровая принадлежность рассматриваемых произведений подчеркивает элементы мотивной близости и сходную расстановку этических акцентов. Генезис сюжетов представляется с учетом справок, касающихся процессов о реальных детоубийцах – прототипах героинь Гете, Бюргера, Вагнера.

Ключевые слова: сюжет о детоубийце, немецкая литература второй половины XVIII в., Еврипид, И.В. Гете, Г.А. Бюргер, Г.Л. Вагнер, Ф. Шиллер, Медея, Гретхен.

Возврат к списку