История и идеология бухарского джадидизма в контексте взглядов и личности Файзуллы Ходжаева

Об авторе Скачать19485

Аннотация. Споры и дискуссии о раннесоветской центральноазиатской интеллигенции – крайне политизированная тема в работах историков и политологов Узбе¬кистана и англоязычных авторов. В настоящей статье предпринимается попытка осмыслить образ яркого политического деятеля Узбекской ССР и интеллигента Файзуллы Ходжаева с позиций теории и концепции «мимикрии» и «гибридизации» личности (Х. Баба) в раннесоветскую эпоху. В статье рассматриваются взгляды и идеи Ф. Ходжаева, что предоставляет возможность охарактеризовать его мимикрию при советской власти и дает ключ к пониманию «советизации» бухарского джадидизма. Автор делает вывод об осознанности и добровольности мимикрии Ходжаева. То есть Ф. Ходжаев извлек максимум пользы из своей «мимикрии», и точнее этот феномен может быть назван «положительной мимикрией». Любая мимикрия в колониальной ситуации двойственна, противоречива, многолика и одновременно крайне устойчива в постоянном повторении одних и тех же отношений колониальной власти. Мимикрия Ф. Ходжаева опиралась на такие взаимоисключающие понятия как «исключительность» и «включенность», что требовало от колониальной системы своеобразного равенства – политической самобытности и идеологической автономии в рамках советской системы.

Ключевые слова: мимикрия, Файзулла Ходжаев, джадидизм, гибридность, Средняя Азия, Советы.

Возврат к списку