Историческая наука в отражении художественной литературы эпохи перестройки: повесть «Апофегей» Ю.М. Полякова

Об авторе Скачать41029

Аннотация. В статье на основе анализа повести Ю.М. Полякова «Апофегей» (1989 г.) показано, как репрезентировалась в советской художественной литературе эпохи перестройки среда отечественных ученых-историков. Основное внимание при этом уделено явлениям цензуры и самоцензуры, их влиянию на жизнь и профессиональную карьеру историков. Согласно Ю.М. Полякову, внешнее давление партийных органов в 1970–1980-е гг. имело место, но само по себе не было тотальным и оставляло возможности для создания работ, отклоняющихся от положений официальной государственной идеологии. Основным инструментом контроля над научной средой в повести изображена самоцензура, сознательная демонстрация своей лояльности как путем воспроизведения в своих работах идеологических клише, так и отказа от озвучивания тезисов, явно или потенциально (скрыто) им противопоставленных. В качестве основной цели такого образа действий называется получение доступа к распределению дефицитных благ. Упомянут и травматический опыт сталинских репрессий. При этом представители научной среды берут на себя функции очищения своих рядов, изгоняют из профессии тех, кто не желает демонстрировать лояльность (Печерникова). Наиболее активные в демонстрации лояльности могут рассчитывать на продолжение карьеры в партийных структурах (Чистяков). В целом же читателя подводят к выводу о превращении советской исторической науки в придаток идеолого-пропагандистского аппарата партии.

Ключевые слова: советская художественная литература, Юрий Михайлович Поляков, «оттепель», «застой», историографический источник, историческая наука, цензура, самоцензура, официальная государственная идеология, партия, лояльность, репрезентация.

Возврат к списку