Об авторе
Аннотация. Дискуссия посвящена проблемам исторической памяти о Второй мировой / Великой Отечественной войне, что в значительной степени объясняется тем влиянием, которое они оказала на все последующее развитие советского общества и мира в целом. Новый характер приобретают образы войн на постсоветском пространстве с постепенным уходом из жизни их свидетелей и очевидцев. В связи с этим участникам дискуссии были предложены вопросы, касающиеся изучения трансформации образов войны, роли в этом процессе институтов памяти. Мы предложили авторам подумать над изменением памяти о войне в связи со сменой поколений, способах верификации сложившихся представлений о прошлом. Кроме того, нас интересовало мнение представителей профессионального сообщества об их собственной роли в формировании образов войны и современной политике памяти. Редакция предложила ведущим исследователям исторической памяти и военной истории высказаться по поводу причин современных «войн памяти», выявить их инициаторов и участников, определить в них роль ученых и преподавателей. Каждый участник дискуссии был волен самостоятельно определять формат своего участия: отвечать на каждый поставленный вопрос, либо выбрать некоторые из них; давать ответы последовательно, четко обозначая их в тексте, или рассматривать предложенные вопросы как основу для собственных рассуждений. В целом, нашей задачей в данной дискуссии являлась постановка и решение проблемы, связанной с отражением событий военной истории в различных формах исторической памяти, общественном сознании, повседневности, культуре и языке, а также с их институционализацией и верификацией.
Ключевые слова: политика памяти, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, институционализация памяти, «войны памяти», преподавание военной истории, преступления нацизма, коллаборационизм, мифологизация, политическая инструментализация.
Вопросы дискуссии:
1. Как именно и в каких формах создаются и трансформируются образы войны в общественном сознании, культуре и языке? Какова связь между событиями и участниками войны и их образами в исторической памяти? Как взаимосвязаны между собой разные образы и символы войны?
2. Какова роль институтов памяти (архивов, музеев, библиотек) в формировании образов войны? Можно ли говорить о верификации сложившихся представлений, и каким образом она может осуществляться?
3. Как меняется память о войне со сменой поколений, с уходом из жизни ее непосредственных свидетелей и очевидцев?
4. Какое место войны занимают в современной политике памяти в России и других странах? В чем причины «войн памяти», кто является их инициатором и участником?
5. Какую роль играет профессиональное сообщество (ученые, преподаватели) в формировании образов войны и современной политике памяти?