Об авторе
Аннотация. В статье изучен происходящий на наших глазах процесс формирования исторической памяти о жизни российских университетов 1990-х гг. Диссертационные исследования, журнальные и газетные публикации, статистические отчеты, а также законодательные акты зафиксировали кризис, который настиг в то время российские высшие школы. Однако ни один из этих источников не позволяет историку обратиться к мыслям и переживаниям рядовых членов академического сообщества. Диссертации чаще всего воспроизводят стереотипы, журналисты интересуются наиболее радикальными переменами, правовые и статистические документы противоречивы и непоследовательны. Настоящее исследование проведено на основе анализа интервью с преподавателями постсоветских университетов, выполненных волонтерами Центра университетских исследований Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева НИУ «Высшая школа экономики». Авторы статьи демонстрируют информационные возможности интервью. Параллельный анализ воспоминаний, статистических данных и правовых актов позволяет выявить зазоры между «официальной версией» памяти и тем, как помнят прошлое участники событий. Изучение 153 интервью позволило сделать выводы о том, что перед исследователями университетов стоит задача сохранить разнообразные версии прошлого и работать с ними. Это дает возможность создать человекоориентированный нарратив университетского прошлого.
Ключевые слова: высшее образование, университет, интервью, коллективная память, академическая жизнь.