«Из Африки». Утраченные иллюзии

Об авторе Скачать121299

Аннотация. Объектом исследования являются ранее не рассматривавшиеся аспекты колониализма: ментальные конструкции и перцептивные практики ординарных представителей германской колониальной администрации и образ «колониального героя». Этот культурно-исторический феномен нуждается в дополнительной, уточняющей интерпретации, что достигается при помощи анализа источников личного происхождения, в данном случае – писем домой «из Африки» младших офицеров колониальных войск Германской Восточной Африки и Германской Юго-Западной Африки в начале ХХ в. Рассматриваются проблемы форм и способов колонизации, причины личностных деформаций европейцев в колониях, уточняется образ германского колониального офицера в Африке, проверяется соответствие образа «истинного человека сафари» и реального его наполнения. Исследование показало, что оказавшиеся в совершенно разных обстоятельствах в Африке, но имеющие идентичное образование и сходное воспитание, младшие офицеры германских колониальных войск демонстрируют сходные особенности ментальности. Авторы источников воспринимают природу, ландшафт и население Африки как одно целое, неразделяемое поле. Перцептивные практики представлены рефлексией и редко – эмпатией. Полностью отсутствует такая сложная форма перцепции, как казуальная атрибуция, предполагающая прогнозирование поведения партнера по общению. Расширяется вывод о маргинальности германского колониализма в Африке. Будучи прямым внешним копированием (как процесс идентификации с поведением «взрослых») «британо-индийских» образцов без генетической привязки к мест- ной культуре, германские колонии не могли решить ни одной поставленной перед ними задачи, так как были по сути своей большим игровым пространством. В этих условиях образ «колониального героя» полностью доказал свою иллюзорность и несостоятельность, что ясно следует из анализа писем «из Африки» младших офицеров колониальных войск начала ХХ в.

Ключевые слова: германские колонии в Африке, офицеры колониальных войск, письма домой, образ «колониального героя», перцептивные практики.

Возврат к списку