Степной транзит: мост между цивилизациями или историографический конструкт?

Об авторе Скачать341068

Аннотация. Дискуссия о роли кочевников в истории сегодня имеет заметно политизированный характер. В силу различных обстоятельств, в отечественной и мировой номадологии сегодня начинает преобладать апологетическое направление. Его приверженцы с одной стороны идут по пути тривиализации негативных аспектов истории номадов, а с другой пытаются максимально расширить список их достижений. Одной из важных исторических миссий «цивилизации евразийских кочевников» ряд авторов видит межкультурную коммуникацию, своеобразный канал связи между Востоком и Западом. Чаще такие априорные оценки встречаются в широковещательных публикациях, больше пропагандистской, чем научной направленности. Однако в некоторых работах, претендующих на научность, их авторы пытались аргументировать подобные взгляды. В частности, это можно сказать про работы Э.С. Кульпина, посвященные истории Золотой Орды. В настоящей статье предпринимается попытка выяснить обоснованность подобных концепций, рассмотрев ряд частных вопросов относительно реального вклада кочевников в культурный обмен между Западом и Востоком, значения Великого шелкового пути в качестве единой торговой магистрали, питавшей могущество кочевых империй и социально-экономического потенциала кочевых скотоводческих обществ с точки зрения торгового транзита.

Ключевые слова: номадизм, историческая мифология, культурный транзит, Великий шелковый путь, кочевые империи, оседло-кочевые сообщества.

Возврат к списку