О журнале


«Новое прошлое / The New Past» (НП/NP) — междисциплинарный рецензируемый научный журнал, публикующий материалы на русском и английском языках по истории, культурной антропологии, филологии и смежным областям социально-гуманитарного знания, без региональных и хронологических ограничений.

Журнал является площадкой для критического обсуждения теоретических и эмпирических проблем, а также для анализа современных методологических и методических подходов к пониманию феномена прошлого.

На страницах журнала публикуются материалы - статьи, рецензии и обзоры, источники, - в которых прошлое рассматривается как предмет постоянной обработки в рамках академических и не академических практик. При этом особый интерес представляют факторы и механизмы «конструирования» прошлого, а также контексты этого процесса. «Новое прошлое / The New Past» уделяет особое внимание социальным, культурным, когнитивным, политическим и технологическим процессам, оказывающим влияние на то, как прошлое отражается в индивидуальном и групповом сознании. Анализ профессионального и непрофессионального исторического сознания в этом смысле представляют равную ценность.

Хотя эпистемологичекое и эмпирическое значение исторического сознания не раз уже подчеркивалось в гуманитарных исследованиях, посвященных индивидуальной и групповой идентичности, а также культурным, политическим и социальным группам разного уровня, все еще существует значительный недостаток теоретической рефлексии на историческое сознание и историческую память. В этой связи больше внимание на страницах журнала уделяется методологическим и теоретическим вопросам осмысления феномена прошлого.

Мы стремимся быть интересными нашему читателю, оставаясь в рамках академического дискурса. Одним из непреложных правил нашего журнала является актуализация научных проблем через узнаваемые и метафоричные заглавия великих книг. Критерием выбора для нас является, с одной стороны, афористичность и символическая насыщенность словесного образа, с другой – идейная глубина и культурно-историческое значение самого произведения, через мотивы и образы которого мы проблематизируем тему номера. При этом вовсе не обязательно эти тексты должны относиться к «изящной словесности»: мы исходим из того, что высокие литературные достоинства могут быть присущи не только беллетристике, и не только романы волнуют умы многих поколений.

Редколлегия журнала принимает материалы для публикации по следующим направлениям исследований:
- феномен прошлого и идентичность;
- академические практики репрезентации прошлого;
- массовые исторические представления в разные эпохи;
- символы прошлого и их роль в функционировании исторического сознания;
- историографические школы и направления и их особенности;
- историческая память и историческое забвение, факторы их формирования;
- политика памяти, инструменты и механизмы управления прошлым;
- коллективные травмы и их роль в осмыслении прошлого;
- документы и архивы, техники работы с ними;
- биографии и формирование исторического сознания.

Журнал публикует обзоры и рецензии на современные издания, посвященные различным проблемам гуманитарного знания. Экземпляры книг для рецензий должны направляться по адресу:
РФ, г. Ростов-на-Дону, 344006
Ул. Большая Садовая 105/42
Редколлегия журнала «Новое прошлое / The New Past»
Институт истории и международных отношений.

Научный журнал «Новое прошлое / The New Past» издается с 2016 г. Учредителем и издателем журнала является ФГАОУ «Южный федеральный университет» (Юридический адрес издателя: 344006, Россия, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105/42, http://sfedu.ru).

Журнал является периодическим изданием. Периодичность выхода журнала — 4 раза в год в виде отдельных тематических номеров. Годовая программа на следующий календарный год публикуется начиная со второго номера текущего года.

Журнал «Новое прошлое / The New Past»:

Годовая программа журнала «НП/NP» на 2024 г.
выглядит следующим образом:

«Очерки бурсы» (1/2024). Тема номера напоминает о бестселлере середины XIX в., шокировавшем публику описаниями нравов духовной школы, в которой царили зубрежка, бедность, голод, побои и травля учеников жестокими учителями и старшими товарищами. Повесть на долгие годы задала рамку восприятия духовного образования и повседневной жизни воспитанников духовных училищ и семинарий, став парадигматическим текстом не только для светских читателей, безусловно принявших на веру все ужасы церковной школы, но и для самих поповичей, впоследствии писавших свои воспоминания о годах юности по лекалам Н.Г. Помяловского. Отталкиваясь от «Очерков бурсы», мы предлагаем обратиться к истории духовного образования в Российской империи, сделав акцент не на содержании череды образовательных реформ или содержании учебных программ, а на его антропологическом измерении: повседневности, социальных практиках, межличностных взаимоотношениях, нормах и их нарушениях, специфической культуре закрытого учебного заведения. В рамках номера мы рассчитываем развернуть дискуссию о влияния литературных бестселлеров, подобных «Очеркам бурсы», на современников, в том числе представителей власти, принимающих политические решениях под их влиянием, а также историков, подпадающих под обаяние литературного текста.

«Бег» (2/2024). Название теме номера дало произведение М.А. Булгакова «Бег». Написанная в период глобальных потрясений для российского общества, пьеса отразила масштабный исход части российской интеллигенции, ее чувства и переживания после поражения в Гражданской войне. М.А. Булгаков, характеризуя состояние эмигрантов первой волны XX века - «... они погрузились, как свинец, в великих водах…», ставит вопросы о понимании каждым конкретным человеком себя, своей роли и своего места в настоящем и будущем страны и мира во времена исторических катаклизмов и тяжелейших испытаний. Последние, как «великие воды», поглощают тех, кто сознательно лишил себя Родины, но не смог быть счастлив вне России. Основная идея нашего номера заключается в рассмотрении эмиграции как исторического феномена через постановку вопроса об условиях, эффектах и последствиях отторжения или адаптации, взаимопроникновения культур и традиций «пришлых» людей и инородного для них общества. Аллюзии, вызываемые названием пьесы, позволяют нам обратиться к изучению феномена эмиграции в общецивилизационном контексте, как отражению кризисных периодов мировой истории. Нас интересует человеческое измерение происходящих трансформаций в обществе в контексте междисциплинарного анализа. Нас будет интересовать методология изучения данной темы и основные подходы, сложившиеся в новейшей историографии. Мы ожидаем от авторов материалы, посвященные переселению и миграциям в целом, процессам адаптации эмигрантов, истории отдельных судеб, эмигрантской повседневности, трансформации взглядов в системе «свой-чужой», понятию социальной справедливости в условиях глобальных исходов. Мы были бы признательны за статьи, направленные на исследование различных аспектов массовых исходов в истории, их причин и последствий для государств и обществ на разных этапах истории, связи с мировыми процессами.  

«Первый человек в Риме» (3/2024). Номер посвящен феномену политического лидерства в исторической ретроспективе. В качестве литературной основы темы номера нами выбрано заглавие романа Колин Маккалоу – первого из ее знаменитого эпического цикла «Владыки мира», охватывающего эпоху гражданских войн и превращения Римской республики в империю. Описывая восхождение к власти двух харизматиков-антагонистов Суллы и Мария, автор детально и безупречно – как с исторической, так и с психологической точки зрения – исследует природу личности, находящейся у власти, в какие бы идеологические одежды – аристократические и демократические – она ни рядилась. При этом Маккалоу показывает, что вне зависимости от того, каковы личные политические взгляды и моральные императивы того или иного вождя, итог будет один: личность политического вождя «растворяется» во власти и становится её заложником. И в этой литературной (равно как и исторической) фабуле нам видится емкая метафора проблемы политического лидерства в отечественной и мировой истории. В данном контексте актуальным представляется репрезентация образа лидера в публичном пространстве. Столетняя годовщина смерти вождя мирового пролетариата В.И. Ленина даёт возможность к осмыслению вышеуказанной проблемы.

«География» (4/2024). Осмысление себя в пространстве – одна из базовых потребностей человека, без которой существование homo sapiens немыслимо. Пространство – один из универсальных социокультурных кодов. Общество воспринимает территориальность и протяженность через призму своей культуры, поэтому география в ее историческом измерении – не только и не столько физическое явление, сколько культурное и историческое. Этот номер приурочен к 2000-летию со дня завершения «Географии» Страбоном, и его произведение стало энциклопедией orbis terrarum античного мира. 24 г. н.э. – это предполагаемый год смерти Страбона и год завершения его труда, который довольно поздно приобрел широкую известность. Самый известный античный трактат по землеведению – это повод для рассуждения об образе пространства в культуре. Способы восприятия круга земного в разных культурах, его организация и структурирование различаются весьма разительным образом. То, как сакральная география пересекается с реальной, позволяет осмыслить не только территориальную организацию конкретного общества. Отражая в себе идеи о космическом порядке, обществе, сакральном и профанном, своем и чужом, центре и периферии, власти и безвластии, «сфера ответственности» музы Урания оказывается в теснейшем соседстве с доменом Клио. Идея культурной географии в ее историко-антропологическом аспекте актуальна не только для Древнего и Средневекового миров, но и для обществ Нового и Новейшего времени. Номер предлагается посвятить образам мира, идеям пространства и сакральной географии. Мы приглашаем авторов, которые хотели бы рассмотреть историю через предложенный редакторами ракурс. В числе обсуждаемых проблем – центр мира, священное направление, связь социального порядка с космосом. Предлагается также осмыслить место в литературной традиции, исторической памяти и коллективном сознании такого жанра как травелог и рефлексию в нем по поводу освоения чужого пространства, познания чужого как самосозидания и познания самого себя. Особое внимание предлагается уделить карте как способу осмысления и преобразования действительности.

Каждой из заявленных тем предполагается отводить не менее 25% объема соответствующего номера. На эту рубрику Редакционная коллегия возлагает особые надежды в развитии концепции журнала, которая мыслится нами в тесной взаимосвязи с нашими авторами.

Постоянные рубрики журнала: «Тема номера», «Теория и методология», «Статьи и сообщения», «Дискуссия», «Источники», «Научная жизнь».