Об авторе
Аннотация. Статья посвящена вопросу о профессиональной и гражданской ответственности историков. Используя нарративные источники от древности до современности, автор прослеживает социальную роль истории, в особенности то, как на протяжении последних двух столетий трансформировалось представление о роли историков в обществе. Он показывает, что в эпоху формирования национальных государств служить истории означало одновременно и служить родине. Вопрос об использовании истории в политике также является одной из проблем, рассматриваемых в статье. Автор приходит к выводу, что в разные периоды историки сторонились связей с политикой, полагая своей единственной миссией служение науке. Изучение и преподавание истории, по его мнению, не является политически нейтральным, и сама история связана с вопросом о личном политическом участии историка, будь то в форме гражданских дебатов или прямого участия в политической борьбе. На примере празднования юбилеев Французской революции в 1889, в 1939 и 1989 годах автор показывает, как среди французских историков соотносились представления об их профессиональном и гражданском долге. Автор рассматривает «законы о памяти», принятые в последние десятилетия во многих странах, приходя к выводу о том, что попытки посредством законодательства регулировать подходы к прошлому препятствуют профессиональному историописанию.
Ключевые слова: историческая наука, ответственность историка, коллективная память, юбилейные даты, законы о памяти.