Советская военная пропаганда: полидисциплинарность как исследовательская перспектива

Об авторе Скачать28744

Аннотация. В статье рассматриваются перспективы использования теоретического и методологического арсенала политической науки для исследования истории советской пропаганды периода Великой Отечественной войны. Рабочей гипотезой служит предположение, что речь идет о полидисциплинарном взаимодействии, то есть использовании разных вариантов неоинституционализма (прежде всего, исторического) и инструментов кейс-стади для изучения тех аспектов истории пропаганды, которые до последнего времени были сферой интересов специалистов в области социальной психологии и теории коммуникаций.
В политической науке исследовательский дизайн во многом обусловлен характером эмпирической базы, что актуально и для исторических исследований, стремящихся придать источниковедению методологический характер. Политическая наука предоставляет в распоряжение историков пропаганды не только строгую теоретико-методологическую рамку, но и качественные методы анализа документов и интерпретации полученных результатов, в частности кейс-стади. Подход к пропагандистским институтам как формальным и неформальным практикам, учитывающий методы косвенной пропаганды и ее дифференциацию по социальным и профессиональным группам, позволил выделить две основные пропагандистские установки – краткосрочную (мобилизационную) и долгосрочную (социализирующую).

Ключевые слова: пропаганда, полидисциплинарность, политическая наука, исследовательский дизайн, неоинституционализм, кейс-стади.

Возврат к списку