Об авторе
Аннотация. В настоящей статье высказывается предположение, что период так называемой после-послевоенной литературы, о котором заговорили после падения Берлинской стены, в начале XXI в. постепенно подошел к своему завершению. Термин «прошлое», применявшийся в конце XX в. не только к временам нацизма, но и к истории Германской Демократической Республики, в художественных произведениях начала нового столетия уже весьма специфически и избирательно связывается с событиями минувших десятилетий. Тема ГДР, звучавшая во множестве художественных и публицистических произведений (у П. Зюскинда, К. Дикмана, К. Хайна, Г. Грасса, Й. Шпаршу, В. Энглера, С. Ляйнеманн и др.), не ушла из литературы и в 2000-е гг., когда лауреатами престижных премий стали В. Хильбиг и У. Теллькамп. Однако сопоставление тематически близких романов «Герои как мы» Т. Бруссига (1995) и «Крузо» Л. Зайлера (2014) позволяет увидеть изменение вектора авторских интересов. Если произведение Т. Бруссига тесно связано с социально-психологическим осмыслением восточногерманской действительности до 1989 г., то феномен свободы – внутренней и внешней, являющийся художественным центром романа Л. Зайлера, имеет непосредственное отношение к философским исканиям современности. В свою очередь, это дает возможность выделить один из ключевых критериев построения новой литературной истории Германии.
Ключевые слова: осмысление прошлого, литература о ГДР, ситуация «поворота», Т. Бруссиг, Л. Зайлер, новейшая немецкая литература, феномен свободы, «Крузо».