Феномен семинаризма в литературе и истории

Об авторе Скачать1861

Аннотация. Семинарист, бурсак, попович — в контексте XIX в. понятие многозначное. С одной стороны, оно означало принадлежность к известной сословной категории или подчеркивало ученический статус молодого человека, обучающегося в духовной семинарии, с другой — презентовало некий собирательный образ, по преимуществу отрицательный, который к началу XX в. приобрел черты в полном
смысле расхристанного бунтаря. В данной статье на основе анализа мемуаров известных литераторов и экс-семинаристов, литературных произведений и публицистики XIX в., а также ряда законодательных документов показано поэтапное формирование представлений современников об учениках духовных школ России, изъяны организации в них учебно-воспитательного процесса и их проявления в отклоняющемся поведении юношества из духовного сословия. Методологические подходы социальной истории позволили проследить формирование неразрешимого противоречия между социальной ролью наставника, пастыря, духовного отца, к которому должна была готовить духовная школа, и конфликтующим с окружающей средой семинаристом, находившимся в оппозиции к базовым установкам и принципам той образовательной среды, в которой он существовал. В заключение отмечено, что в рассматриваемый период обозначилась устойчивая тенденция обособления сообщества семинаристов в субкультурную группу, на которой лежала
печать отверженности, что нашло продолжение в зарождении их «новой» веры — веры в созидающую силу революции.

Ключевые слова: семинарист, семинаризм, духовная семинария, бурса, мемуары семинаристов, Помяловский, «Современник», русская литература XIX в.

Правильная ссылка на статью: Леонтьева Т.Г. Феномен семинаризма в литературе и истории // Новое прошлое / The New Past. 2024. № 1. С. 8–26. DOI 10.18522/2500-3224-2024-1-8-26.

Статья опубликована с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0) – Лицензия «С указанием авторства – Некоммерческая».

Возврат к списку