Гопник в интернете: виртуальная игра с точки зрения социальной драматургии Ирвина Гофмана

Об авторе Скачать19292

Аннотация. В 2006–2008 гг. образ гопника (малообразованного представителя молодежных уличных группировок) неожиданно стал очень популярен в русскоязычном сегменте Интернета. В это время был сформирован мифологизированный образ гопника, интернет-пользователи начали играть роли гопников в специально созданных виртуальных сообществах, в частности в блогосфере Livejournal.com. Автор статьи анализирует эти процессы с точки зрения теории социальной драматургии Ирвина Гофмана. Виртуальная игра в гопников может быть описана с помощью категорий Гофмана (но с поправкой на условия Интернета): пользуясь возможностями, которые предоставляет Интернет, исполнитель может не выходить из зоны заднего плана совсем, создавая в зоне переднего плана только собственную маску и таким образом производя управление впечатлениями; сценарием игры является собственно набор правил, по которым создается канонический образ «гопника»; сценарий обеспечивает сценическое оснащение и набор инструментов, которыми исполнители создают свой образ: заявленной условиями одеждой, кинесикой, предметным рядом, манерами поведения. Также в статье рассматривается мотивация участников «игры в гопников»: социальные, психотерапевтические, эмпатийные, гедонистические факторы. Эта мотивация обусловлена «предварительной социализацией» исполнителя, по Гофману.

Ключевые слова: ролевая игра, виртуальная личность, маска, Интернет, молодежные уличные группировки, Ирвинг Гофман, социальная драматургия.

Возврат к списку