Образ Наполеона в романе Энтони Бёрджесса «Наполеоновская симфония»

Об авторе Скачать18986

Аннотация. Статья впервые дает очерк английской литературно-художественной традиции в изображении Наполеона Бонапарта. Поворотным пунктом в этой традиции стала историографическая метафикция Бёрджесса «Наполеоновская симфония» (1974), где создан многоаспектный, противоречивый, ироикомический образ Наполеона. Обычно роман рассматривается в контексте интермедиальных связей как уникальная попытка воплощения в слове Героической симфонии Бетховена; цель данной работы – через анализ способов создания образа Наполеона выявить его смысловую наполненность, авторскую концепцию героя и героического. Традиционные литературоведческие методы используются для рассмотрения системы номинации героя в тексте романа, сопровождающих его голосовых хоров, особенностей портретной и психологической характеристик, символических лейтмотивов, служащих скрепами фрагментированного, антиномичного образа. Работы Дерриды, Агамбена, Коэна о границе между человеком и животным используются как база для анализа процесса выстраивания автором образа Наполеона как чудовища, монстра. Текст сталкивает в герое романа сверхчеловеческие и недочеловеческие черты и свойства, автор сравнивает своего героя то с Гитлером, то с Прометеем и даже с Христом. Его герой – одновременно больше и меньше, чем нормальный человек, что влечет за собой оригинальный перевод Бёрджессом концепции героического из сферы реальности в сферу творческого воображения. Образ Наполеона у Бёрджесса расценивается как яркий постмодернистский эксперимент, в своей подчиненности прочим формальным задачам романа исключающий однозначность интерпретации.

Ключевые слова: Наполеон, Энтони Бёрджесс, постмодернизм, метафикция, символический лейтмотив, монстр, животное, герой, героическое.

Возврат к списку