Переселенческое движение и школьное строительство в Забайкалье в начале ХХ в.

Об авторе Скачать32597

Аннотация. Переселенческая политика, колонизация Сибири и Дальнего Востока в начале XX в. считались важнейшей государственной задачей. Автор показывает, как эта политика влияла на рост численности в крае не только взрослого населения, но и детей. Это, в свою очередь, давало толчок возникновению школ и училищ, в том числе в Забайкалье. Создание школ сопровождалось строительством церквей. Чаще всего эти процессы были тесно переплетены. Вопросы землеустройства вызывали к жизни необходимость развития частной собственности, способствовали притоку предприимчивых деятелей за Урал. Помимо агрономической помощи и денежных ссуд переселенцам требовалось создать условия для обучения детей. Открытие школ становилось важным шагом на пути приобщения переселенцев к русской культуре. В одних случаях они возникали как церковно-приходские, в других – как учреждения, находившиеся в ведомстве министерства народного просвещения. Специальные помещения для школ строились редко. Чаще под них отводились здания, принадлежавшие Забайкальской железной дороге и временно переданные в пользование школьному комитету. Развитие сети учебных заведений в Забайкалье сыграло важную роль в просвещении населения края.

Ключевые слова: Переселенческое движение, колонизация, Забайкальская железная дорога, создание школ, Транссибирская магистраль.

Правильная ссылка на статью: Ходяков М.В. Переселенческое движение и школьное строительство в Забайкалье в начале ХХ в. // Новое прошлое / The New Past. 2023. № 4. С. 8–18. DOI 10.18522/2500‑3224‑2023‑4-8-18.

Статья опубликована с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0) – Лицензия «С указанием авторства – Некоммерческая».

Возврат к списку