Об авторе
Аннотация. Исследование посвящено проблеме строительства Транссибирской железнодорожной магистрали как реализации Великого Чайного пути (Великого Шелкового пути XVII–ХХ вв.) во второй половине XIX в. Первым проектом железнодорожного строительства в Сибири было предложение построить железную дорогу от Кяхты до Усть-Кяхты. На протяжении полувека направление будущей дороги обсуждалась исходя из двух принципиальных позиций – транзит между портами Тихого и Атлантического океанов или формирование транспортных коммуникаций для дальнейшего развития русской Сибири. Транссиб планировали по линии исторически сложившегося генерального направления сибирского грузопотока. Выбранное направление отражало компромисс между этими двумя позициями. Железнодорожная магистраль сохраняла, укрепляла, давала новую жизнь Великому Чайному пути. Вместе с тем она корректировала дороги Великого Чайного пути, что было отражением транспортно-логистических и геополитических реалий второй половины XIX в. Даже авторы проекта строительства дороги от Владивостока учитывали необходимость развития чайной торговли. Транcсибирская железнодорожная магистраль к началу ХХ в. связала Забайкальский участок русско-китайской границы с Европейской Россией, т.е. прошла по маршруту Великого Чайного пути, чуть скорректировав его. На несколько десятилетий она стала главным средством доставки чая из Китая в Россию.
Ключевые слова: Транссибирская железнодорожная магистраль, Великий Шелковый путь, Великий Чайный путь, проекты строительства железных дорог в Сибири.