Об авторе
Аннотация. Освоение Россией Дальнего Востока в отечественной и зарубежной историографии достаточно часто интерпретируется как история колонизации империей новых территорий, геополитическое противостояние мировых держав и борьба за новые рынки сбыта, Реже можно встретить исследования, во главу которых были бы поставлены проблемы позитивного взаимодействия, в том числе и культурного, на приграничных территориях рассматриваемого региона. В данной дискусии участникам были предложены вопросы, которые позволяют сменить оптику и оценить эти процессы с точки зрения глобальной истории. Изменение теоретического подхода позволило авторам отойти от национальных и государственных нарративов и посмотреть на историю Дальнего Востока как на процесс взаимодействия в условиях трансграничья различных элементов общественной реальности (институтов, людей, среды жизни и т.д.). Не менее актуальной в данном контексте является и проблема расстояний, когда удаленность и слабая связь с регионом естественным образом порождали в государственной структуре новые формы политических, экономических и социальных отношений. Центральной в данном контексте становится история создания Китайско-Восточной железной дороги и освоение прилегающих к ней территорий. Переключение между различными масштабами анализа позволило выявить механизмы преодоления культурных и политических границ на межгосударственном, региональном и локальном уровнях.
Ключевые слова: КВЖД, Дальний Восток, Транссибирская магистраль, трансграничье.