Об авторе
Аннотация. В статье рассматривается отказ от Нобелевской премии Ж.-П. Сартра в 1964 г. Данный поступок рассматривается как специфический театральный жест или перформанс, который допускает разнообразные варианты интерпретации и не сводится только к политике. О театральности акции Сартра говорит ее продуманность, намеренная скандализация, разжигание интереса публики и СМИ. Обращаясь к официальному заявлению, мы резюмируем причины отказа, сформулированные самим Сартром: неприятие селекционизма и присуждения Нобелевской премии западным авторам или «восточным бунтарям», невозможность оставаться свободным, будучи связанным с каким бы то ни было социальным институтом, необходимость защиты репутации левого интеллектуала. Однако отказ от премии можно считать и специфическим литературным опытом Сартра: об этом свидетельствует схожесть поведения философа и героев его произведений (Орест в «Мухах», Антуан Рокантен в «Тошноте»). Своим театральным отказом от премии Сартр разрушает границу между реальностью и литературой, разыгранный спектакль можно считать «призывом к свободе» в широком значении, и в политическом, и в метафизическом. Значимо также то, что премию Сартру присудили после публикации автобиографического романа «Слова», где философ отверг саму концепцию таланта и исключительности творческой личности, назвал литературу формой невроза, принятие Нобелевской премии противоречило бы концепции, вложенной в данный текст. Кроме того, отказ от премии был также для Сартра инструментом психотерапии: в «Словах» писатель стремился излечиться от своего невроза посредством текста, реальный поступок также видится формой отречения от литературы.
Ключевые слова: Сартр, Нобелевская премия, экзистенциализм, театр, перформанс, ангажированность, психобиография, «Слова», «Мухи», «Тошнота».